Урок практической графологии

Владимир Тараненко, Светлана Федорчук

Человек чаще всего выдает себя сам. А если точнее, — то человека выдают его же тело и выполняемое им дело. Такое рутинное, как дело пишущей руки его. Предлагаемый здесь практический курс графологии апробирован многолетней практикой. И, право же, стоит только повнимательнее всмотреться в свою ли, в чужую ли скоропись, как обнаружится немало интересного, — если не интригующего...

Для графологического анализа берутся все буквы, однако информационная нагруженность у них совершенно разная. Начинать психологический анализ почерка мы советуем с букв, которые имеют либо верхние, либо нижние “отростки”: р, д, у, б, в, ц. Дело в том, что любые, выступающие из общего ряда, детали букв являются зонами “экстремума”, а поэтому как нельзя лучше характеризуют поведение человека в особых, или экстремальных, случаях. При этом анализировать нужно не только характер выступающих “отростков”, но и степень их прорисовки, а точнее, — степень нажима руки на ручку в момент написания буквы. Конечно, существуют артефакты нажима, а именно: тип пишущей ручки (карандаша, фломастера и т.д.), тип бумаги и условия написания. Естественно, поначалу вы можете иногда ошибаться, принимая “жирную” надпись чернилами за твердый нажим руки пишущего, но с практикой ваш глаз вполне наметанно будет отбраковывать “псевдонажимы” от действительно таковых. Вообще, анализ почерка в чем-то сильно смахивает на грибную охоту: поначалу вообще ничего не видишь, а только удивляешься, как ловко у других получается что-то там выискивать. Как бы там ни было, но без оценки нажима не обойтись: воля и работоспособность определяются именно потому, насколько тверда и уверенна рука пишущего человека. Малодушие, склонность к компромиссам, а то и безвольное разгильдяйство всегда выдают себя через слабую прорисовку определенных букв. Каких именно? Об этом, собственно, и наш разговор.

Графологический психоанализ лучше всего начинать с буквы “р”. Рычащий звук “р-р-р” — это сигнал нападения и угрозы. По тому, как человек “рисует” в своем почерке букву “р”, можно узнать о его агрессивно-бойцовских качествах. Прежде всего, принципиальна длина отростка. Поскольку величина букв бывает различной (у кого-то крупный почерк, а у кого-то — мелкий), то оценку длины отростков следует производить относительно таких “нейтральных” букв, как “о”, или “а”, или “с”. У крупного почерка длина отростков кажется весьма выраженной, но если пересчитать ее по относительной шкале, то нередко может оказаться, что особой “длины” там как раз и нет. Характерные примеры представлены на рис. 1.1 и 1.2.

1.1    1.2 

Понятно, что в примере 1.1 нижний отросток буквы “р” гораздо более выражен, нежели в более крупном почерке (рис. 1.2).

Чем длиннее отросток буквы ”р”, тем выше агрессивно-бойцовский потенциал. Люди малодушные и трусоватые буквально пытаются как бы “поджать хвост” у явно упрямой и драчливой буквы “р”. Ну а демонстративные или истероидные личности, наоборот, рисуют сверхдлинные концы у нее, этакие палки, в которых, увы, уже нет достаточной силы и жесткости (рис. 1.3).

1.3 

Наиболее опасный вариант написания буквы “р” показан на рис 1.4.

1.4 

Так обычно пишут люди явно выраженного психопатического склада характера. Либо “фрондеры”, для которых ввязаться в хорошую драку — почти пустяк. Рука в момент написания такой буквы “р” остановиться уже не может, это чисто импульсивное и очень резкое движение. Человек такого типа нанесет удар, не задумываясь о личной безопасности, и уж тем более не стоит его дразнить: мобильность перехода в агрессивное состояние крайне высока. Примеры? Владимир Ульянов и Александр Пушкин. Посмотрите, как они писали букву “р” — и вы поймете, почему мы советуем быть поосторожнее с “владельцами” такого почерка. Советуем особо обратить внимание на степень нажима (рис. 1.5).

1.5 

Есть разница, да? Чем сильнее нажим, тем опаснее бойцовские качества. Ну а если сам отросток буквы изогнут, как на рис. 1.6?

1.6 

Тогда вы имеете дело с человеком, который хотя и резок, импульсивен, но где-то внутри трусит наносить сильный удар. Изогнутость отростка — всегда намек на слабость. Втянутость или “поджатость” ударного отростка буквы “р” свидетельствует о наличии жесткого самоконтроля и подавления своих агрессивных потенций (рис 1.7.). Так случается, когда человек уже имел проблемы из-за своей чрезмерной резкости и агрессивности.

1.7 

Теперь рассмотрим еще один вариант буквы “р” (рис. 1.8).

1.8 

Как вы уже догадались, здесь принципиальна острота кончика, который внешне очень напоминает узкое и хорошо отточенное кинжальное острие. Мы так его и классифицируем: “ударный кончик по типу обнаженного кинжального лезвия”. Аналогия в данном случае весьма корректная: люди с таким типом написания буквы “р” — по натуре бойцы и “накопители агрессии”; они к тому же весьма выносливы и нередко прибегают к силовым методикам решения проблем. Чувства лидерства им также не занимать. Легко активируются отрицательными эмоциями. Злопамятны и обидчивы. Умеют концентрироваться и могут с огромным упрямством разить в одну и ту же точку. Заметный их “минус” — пониженная мобильность и неспособность выйти из критического состояния. “Плюс” — крайне редко бросают начатое дело. Боятся оказаться трусами, поэтому иногда ведут себя чрезмерно жестко и вызывающе.

Воевать для них — почти то же, что и дышать. Чем сильнее нажим и длиннее “нож” у такой буквы “р”, тем ярче проявляются приводимые характеристики. Однако если нажим отсутствует, то, увы, — вся сила в таком случае замещена банальной злостью. Работоспособность и воля явно деградированы. По-видимому, кроме неприятностей от такого сотрудника вам ждать нечего. Относительно отростков буквы “р” есть такое хорошее правило: “чем слабее нажим на букву, тем резче отрицательная характеристика”. Понятно почему. В экстремальных, иногда весьма опасных и агрессивных ситуациях действовать нерешительно — значит обречь не только себя, но и окружающих на бедствия. И не важно — почему. Кстати, еще один — важный, даже принципиальный нюанс. Графолог не говорит, — хороший, мол, или плохой человек. Он только описывает поведение исследуемого индивида в тех или иных обстоятельствах. Судить, как вы понимаете, волен только Господь Бог и, возможно, суд присяжных.

Таким образом, по конфигурации (а именно, — “разящей остроте”) отростков (рис. 1.9) мы можем вывести лаконичное резюме: такой тип людей — ударная пробивная сила, а бегство для них — только для того, чтобы сменить “оружие” и “подкопить ресурсы”. Примечательно то, что процент людей с таким типом написания буквы “р” — отличный индикатор пассионарности нации, то есть способности ее к отстаиванию своих жизненных интересов.

1.9 

Заметно иная характеристика у вроде бы и “агрессивного” с виду отростка весьма распространенного варианта, представленного на рис. 1.10.

1.10 

Здесь отросток у “р” — классическая “школьная” палочка. Вниманию любителей социального психоанализа: именно так писать эту букву нас настойчиво приучали в СССР. Сейчас вы поймете, — почему. Суть в том, что “агрессивного заряда” как такового в такой конфигурации буквы “р” — немного: она может лишь больно “уколоть”, но уж никак не “прошибить”. Отражать подобную атаку неопасно: будет много шума, крика и сравнительно мало драки. Или иначе: явно выраженная истеричность и демонстративность при отсутствии “ударного потенциала” как такового. Обществу такие люди нравятся: если и герои, то только в толпе, обратить в бегство которую не представляет особого труда.

Носители такой “р”-палочки отсутствие должной смелости и упорства пытаются компенсировать ехидством, язвительностью и общей “вредностью”. Чем длиннее палочка, тем сильнее оные качества проявляются. Особенно в быту и там, где не опасно.

Укороченная “р” показана на рис. 1.11.

1.11 

Это — абсолютно верный признак зажатости и подавленности индивида с глубокого детства, этакая “канарейка в клетке”, но при этом со слегка испорченным характером. Кстати, возможно также проявление скупости, но в целом палочкообразная “р” характерна для людей с обедненной и примитивной эмоционально-волевой сферой, побуждаемых к действиям и поступкам чисто утилитарными мотивами.

Если же палочкообразный отросток “р” в самом конце изогнут (рис. 1.12), то перед вами — “страдалец”, который чрезмерно комплексует по поводу своей несостоятельности, прикрываясь весьма повышенным уровнем самооправдания и тратя при этом свой боевой задор на кукиш в кармане или изощренный сарказм где-нибудь в отхожем месте.

1.12 

Бывают случаи и похлеще: острие буквы “р” увенчано какой-нибудь петелькой, по типу буквы на рис 1.13.

1.13 

Здесь вы сталкиваетесь с целым “букетом”: вредность, заносчивость, себялюбие и... кокетство. Да-да, — именно кокетство. Согласитесь, встречаются люди, — например, среди мужчин, — которые перед дракой вдруг начинают... строить глазки. На генетическую бисексуальность тут нечего валить, главная тому причина — чрезвычайно развитое самолюбие при повышенном инстинкте самосохранения.

Забегая наперед, сразу скажем: любые “рюшки”, украшения и завитушки в почерке, с психологической точки зрения, — это всегда плохо.

И еще по поводу изгибов любых отростков вправо или влево. (Постоянные читатели журнала “ОФИС” наверняка помнят наш материал о психологии пространственных символов (№ 4/ 1999.) Итак, наклон влево (рис. 1.14) свидетельствует о наличии проблем из прошлого опыта; человек тащит на себе груз прошлого, и оттого некоторые элементы его почерка прогибаются влево.

1.14 

Изгиб (или прогиб) вправо (рис. 1.15) среди почерков встречается реже, но и психодиагностика здесь похуже: индивид практически не верит в будущность своих действий. Вывод — либо он постоянно делает не то, что хотел бы, и ненавидит то, что делает; либо он внутри себя серьезно психически “поломан” и для достижения своих целей готов попрать любые свои принципы. Гласит народная мудрость: “Бойтесь людей с гибкой совестью!” “По-графологически” мы бы изложили это так: “Избегайте тех, кто пишет отростки букв “р”, “д” и “у”, изгибая их”.

1.15 

Однако бывает так, что отростки упомянутых букв нормально продавлены, даже более того — они жестки и четки (рука пишущего, что называется, “отвечает за свои действия”). Но вот что сразу бросается в глаза графологу: продолжение буквы, ее отросток, прописан не под тем углом относительно общего наклона строки. Иллюстрация этого феномена — на рис. 1.16.

1.16 

Во втором случае буква “р” прописана с нормальным наклоном, а в первом — с явно измененным. Характерно, что точка перегиба всегда у основания отростка. Он — жесткий и энергичный, но... идет не совсем туда, куда надо. Точно так же с этим индивидом и в жизни. Вследствие ряда неудач или проблем у него выработался своеобразный комплекс (назовем его — “смещение цели”). Не совсем плохой вариант, скажем сразу. Если “лобовая” цель почему-то недостижима, индивид готов к небольшому компромиссу с самим собой — и с той же энергией бросается на нечто похожее. Для работы качество почти идеальное, не правда ли? Вот только не стоит такого работника чрезмерно искушать — неровен час, польстится. Или давать заведомо “непробивные” задания: уйдет туда, где можно реально чего-то достигнуть. Или, упаси Боже, подвергать сомнениям деловые качества такого работника, — ведь обидится сходу и очень сильно. Впрочем, переубедить таких всегда есть шанс, да и на звание лидера-”штурмовика” они, к счастью, не претендуют. Ну, а в общем-то, синдром “смещения цели” — достаточно серьезная вещь, и вам не стоит слишком уж полагаться на такого напарника. Лучше подстрахуйтесь.

Несколько особняком держится длинный, уверенный в нажатии отросток, но с округлым кончиком (рис. 1.17).

1.17 

Такой именно тип написания буквы “р” характерен для людей неагрессивного типа темперамента, но при этом весьма чувственных и эмоциональных. Их еще называют акцентуированными эмотивными личностями. И совершенно верно, поскольку глубина развитости чувств и эмоционального темперамента дает на то полное право. Эмотивные люди нередко от чувств переходят к действиям, но никогда — вопреки своим чувствам. Зато когда мысли, действия и чувства взаимно подкреплены — перед вами “чистейшие” гипертимики, которые с жаром начнут продвигать ваше дело. Как определить, сколько энергии чувств переходит в действие? Очень просто: по степени “раздутости — сжатости” отростка (рис. 1.18 и 1.19).

1.18    1.19 

Согласитесь, есть наглядная разница: в обоих случаях совершенно различна площадь нижних отростков. Поэтому очень полезно усвоить еще одно графологическое правило: чем шире в поперечнике написание отростка букв “р”, “д”, “у”, “з”, тем более эмоционален пишущий их так человек и тем больше энергии эмоций переходит в стадию неврастении, а не продуктивных действий. Короче: буквы-”пузатики” — намек на неврастеническую личность. Конечно, нужно обязательно помнить об относительности величин букв.

К примеру, длинный отросток и слегка закругленный кончик буквы “р” с хорошей “продавкой” (рис. 1.20) указывает на то, что человек не прибегает к силовым методам, но упрям, привык руководствоваться определенными принципами и никогда не пойдет против своих чувств.

1.20 

Совсем иная характеристика варианта на рис. 1.21.

1.21 

“Переживательность”, доходящая до невроза или истерии, и абсолютная неэффективность действий в экстремальных условиях. Внимание мощно сконцентрировано на тех же своих переживаниях. В целом, как вы понимаете, такие люди мало пригодны для серьезного дела: “тянут” на себя много внимания, а фронт с ними, тем не менее, не прорвешь. Впрочем, там , где нужно эмоциональное отношение, так сказать, “чувственно-экзальтированная аура”, — без них совершенно не обойтись. Каждому овощу — свой огород.

Стоит также отметить, что люди с длинным, но заокругленным отростком “р” — достаточно совестливые и переживающие за то, что они делают. На них всегда можно положиться, если не заниматься принуждением и не требовать от них за копейки рвать глотку ближнему.

Еще одно замечание о длине отростков. Чрезвычайно длинные отростки у букв “р”, “д”, “у” и “з” (скажем, в 2,5 – 3 и больше раза их верхней части) — увы, ударной силы не придают, как мы и говорили. Зато налицо — демонстративность, истероидность, позерство и подмена энергичности просто шумом. Бывает, например, так, что человек потихоньку спивается, но еще в силе поразмахивать руками и покричать голосом. На большее, увы, уже не хватает.

В то же время чрезмерная продавленность отростков — повышенный расход энергии. Это не лишнее в экстремальных ситуациях. Бывает так, что нажим буквы “р” неоднороден, и рука, дойдя до вершины с сильным нажимом, далее как бы “по воздуху” возвращается к строке (рис. 1.22).

1.22 

Здесь есть признак экономии усилий, концентрация “ударной энергии” весьма дозированная; таким людям следовало бы почаще осматриваться и не расслабляться после прохождения трудного этапа. Чрезмерная самоуверенность и отсутствие методичности в усилиях — вот что для них может стать губительным.

1.23 

Обратите внимание также на особо компромиссный, а если не играть словами, — то просто трусливый вариант “ударной” буквы “р” (рис. 1.23).

1.24 

Мы намеренно не рассматриваем здесь довольно часто встречающийся “верхний бунчук” буквы “р” (рис. 1.24), так как это целесообразнее сделать после графологической характеристики верхних отростков таких букв, как “б”, “в”, “д” и “т”.

<< Назад | Вверх | Далее >>

[ Главная ]

Hosted by uCoz